Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление "…отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью…Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи". Д. Халперн
Д. Клустер определяет характеристики критического мышления следующим образом:
• это самостоятельное мышление;
• информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом процесса мышления;
• начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
• стремится к усиленной аргументации;
• это мышление социальное.
Когда КМ уже развито, Дж. Барелл выделяет следующие характеристики в критическом мыслителе: они
• решают проблемы;
• проявляют известную настойчивость в решении проблем;
• контролируют себя, свою импульсивность;
• открыты для других идей;
• решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
• слушают собеседника;
• эмпатичны;
• терпимы к неопределенности;
• рассматривают проблемы с разных точек зрения;
• устанавливают множественные связи между явлениями;
• терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
• рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
• часто задают вопросы: «Что, если …?»;
• умеют строить различные выводы;
• размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
• строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
• применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
• любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
• активно воспринимают информацию.
Определения разных авторов взяты из исследовательской работы брянского педагога Ларисы Диденко «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы». Библиографию можно посмотреть на сайте.
А Википедия нас радует такой составной цитатой со ссылкой опять-таки на Дайану Халпер:
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки.
Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.
Если у кого есть ещё собственные (или чужие) определения, добавляйте, пожалуйста.