KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Categories:

Определения критического мышления

Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. (автор?)

Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.


Критическое мышление "…отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью…Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи". Д. Халперн

Д. Клустер определяет характеристики критического мышления следующим образом:

• это самостоятельное мышление;
• информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом процесса мышления;
• начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
• стремится к усиленной аргументации;
• это мышление социальное.

Когда КМ уже развито, Дж. Барелл выделяет следующие характеристики в критическом мыслителе: они

• решают проблемы;
• проявляют известную настойчивость в решении проблем;
• контролируют себя, свою импульсивность;
• открыты для других идей;
• решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
• слушают собеседника;
• эмпатичны;
• терпимы к неопределенности;
• рассматривают проблемы с разных точек зрения;
• устанавливают множественные связи между явлениями;
• терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
• рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
• часто задают вопросы: «Что, если …?»;
• умеют строить различные выводы;
• размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
• строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
• применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
• любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
• активно воспринимают информацию.

Определения разных авторов взяты из исследовательской работы брянского педагога Ларисы Диденко «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы». Библиографию можно посмотреть на сайте.

А Википедия нас радует такой составной цитатой со
ссылкой опять-таки на Дайану Халпер:



Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки.

Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.

Если у кого есть ещё  собственные (или чужие) определения, добавляйте, пожалуйста.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Ах, как тихо-тихо в мире...

    Волшебный и неподражаемый голос Александра Хочинского просто как бальзам на душу в эти времена Еще чтение любимого Фазиля Искандера помогает:…

  • Как последний единорог

    Народ сидит по домам, вчера карантин в Байресе ужесточили, по всей стране за нарушения вчера задержали 20 тысяч человек. А мы все гуляем на крыше.…

  • Небо меня не подведёт

    У вас есть песни или музыка, от которых на душе ясно? Вот одна из моих любимых: == "Небо меня не подведёт. Вот за землю я не ручаюсь".…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments