KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Categories:

Определения критического мышления

Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. (автор?)

Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.


Критическое мышление "…отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью…Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи". Д. Халперн

Д. Клустер определяет характеристики критического мышления следующим образом:

• это самостоятельное мышление;
• информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом процесса мышления;
• начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
• стремится к усиленной аргументации;
• это мышление социальное.

Когда КМ уже развито, Дж. Барелл выделяет следующие характеристики в критическом мыслителе: они

• решают проблемы;
• проявляют известную настойчивость в решении проблем;
• контролируют себя, свою импульсивность;
• открыты для других идей;
• решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
• слушают собеседника;
• эмпатичны;
• терпимы к неопределенности;
• рассматривают проблемы с разных точек зрения;
• устанавливают множественные связи между явлениями;
• терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
• рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
• часто задают вопросы: «Что, если …?»;
• умеют строить различные выводы;
• размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
• строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
• применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
• любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
• активно воспринимают информацию.

Определения разных авторов взяты из исследовательской работы брянского педагога Ларисы Диденко «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы». Библиографию можно посмотреть на сайте.

А Википедия нас радует такой составной цитатой со
ссылкой опять-таки на Дайану Халпер:



Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки.

Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.

Если у кого есть ещё  собственные (или чужие) определения, добавляйте, пожалуйста.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Супернужная ненаука

    Если бы возможно было подлинно убедительное доказательство бытия Божия /.../, то не нужно было бы откровения, не нужно было бы акта веры, и не было…

  • "Cверхличное поглотило всё". А мы и не заметили :)

    Парагномен Результаты исследования Marten Scheffer и Ingrid van de Leemput вызвали оживлённую реакцию в ряде телеграм-каналов. Реконкиста…

  • Национальное примирение

    Нет, я не про Украину. Про Россию. Вижу по разговорам в вотсапе и по соцсетям явное снижение накала на раскаленных рубежах русское/советское и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments