?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Инсерт

Педагог из Кирово-Чепецка   Елена Шиляева с 2002 года на своих уроках применяет "технологии  развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП). Вот одно из упражнений на примере краткого рассказа о жизни Льва Толстого во время изучения школьниками 10-го класса его биографии. 

Упражнение  называется "Инсерт" и  "предполагает маркировку текста, то есть выделение в тексте знакомой, новой и противоречивой информации. ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997 г.)
Учащиеся, внимательно читая текст, делают при этом пометки (условные обозначения могут быть иными):

« ۷ » - знакомая информация;
« + » - новая информация;
« ? » - противоречивая информация.
 
После краткого ознакомления с основными этапами творческого пути Л. Н. Толстого учащимся предлагается выполнить маркировку текста «Рабочий день Л. Н. Толстого».

Рабочий день Л. Н. Толстого
Мы знаем Льва Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала совесть, его гуманистические взгляды на мир.
В конце XIX века Толстой с семьёй проводил зимние месяцы в Москве. Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал. Толстой старался заполнить свой день самыми различными занятиями, так как считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда.
Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком нестарым, он аккуратно занимался гимнастикой. Затем сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шёл в сарай колоть дрова. Эта работа была нелёгкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня: разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае, привозил ли воду из Москвы-реки, - всё это Толстой делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную работу, не пользуясь чужим трудом.
После физической нагрузки наступали часы напряжённого умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с девяти часов утра до трёх-четырёх часов дня. После работы писатель шёл на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, так как в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряжённо в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.
В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и ещё дальше.
В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех принимал. У него бывали как простые крестьяне и рабочие, так и прославленные современники. Приходили и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями. Всем он щедро дарил своё время, да и не только время, но и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы современников.


По словам учительницы,  в том тексте противоречивая информация встречается трижды.

Найдёте все три фрагмента?

Апд. Чур, в коменты не подглядывать!!

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
generalporuchik
Aug. 19th, 2012 03:22 am (UTC)
Тройка противоречий
В принципе, нашёл даже больше, чем тройка противоречий.
1. Велосипед зимой.
2. Если прогулка в одиночестве, кто мог задавать графу вопросы?
3."Всем он щедро дарил своё время, да и не только время, но и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы современников". Нарушена логика.

И четвёртая. "Бедные студенты". Это вообще чепуха. А состоятельные и пытливые уже не могли?
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:37 pm (UTC)
Re: Тройка противоречий
1. Велосипед зимой - исторический факт.
2. Совершенно верно.
3 пункт и "бедные студенты" согласна, хотя в ответе этого не было)))

Фактическую ошибку Вы пропустили. А, вообще, противоречий в тесте больше, чем 3, да)
iskander2010
Aug. 19th, 2012 04:18 am (UTC)
Согласен с предыдущим
Только вместо п.3 логичней "будучи человеком нестарым <...> в возрасте 77 лет"
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:37 pm (UTC)
Re: Согласен с предыдущим
Ага.
Ответ учительницы в конце комментариев)
antimarchenk
Aug. 19th, 2012 05:15 am (UTC)
А не сложновато-ли для 10-го класса?

Столицей в 19 веке был СПб. Это как бы противоречивая информация. Для детей столица - Москва, для Толстого - СПб.
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:30 pm (UTC)
А чего же тут сложного? О_о

Ответ в конце комментариев)
saapin
Aug. 19th, 2012 05:34 am (UTC)
=После физической нагрузки наступали часы напряжённого умственного труда=
Будто Толстой, когда возил воду, колол дрова, убирал снег, не думал, а голова его была пуста.
=Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями=.
Как возраст может мешать говорить?
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:32 pm (UTC)
*училкинским голосом* за нестандартные мысли - 5, за наблюдательность - 2!
:))))
uuproschu
Aug. 19th, 2012 06:17 am (UTC)
Будучи человеком нестарым, он аккуратно занимался гимнастикой.
Прогулка проходила обычно в одиночестве, так как в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться,
Всем он щедро дарил своё время, да и не только время, но и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние

Кажется так
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:33 pm (UTC)
Все верно, еще там была одна фактическая ошибка - («В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить»; в 1895 году Л. Н. Толстому было не 77, а 67 лет)".
aprilgenius
Aug. 19th, 2012 03:37 pm (UTC)
Ох, а я не поленилась -- зашла на сайт изобретательной учительницы. Можно раскрыть интригу? Я была удивлена. Удивимся вместе:
" Наиболее трудно для учащихся найти информацию, содержащую противоречие. В этом тексте такая информация встречается трижды: в третьем абзаце («будучи человеком нестарым»; Л. Н. Толстой родился в 1828 году, и в конце XIX века он был уже в преклонном возрасте), в пятом абзаце («Прогулка проходила обычно в одиночестве…»; близкие не могли наблюдать за ним), в шестом абзаце («В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить»; в 1895 году Л. Н. Толстому было не 77, а 67 лет)".
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:27 pm (UTC)
)
Ну вот! Так же совсем неинтересно!!

Интересно же самим отгадывать, а не подсматривать(

Кстати, если Вы были на конференции в ЯП, было бы замечательно увидеть пост в сообществе (это намек, если что)))
aprilgenius
Aug. 19th, 2012 06:36 pm (UTC)
Re: )
Я надеялась, что Вы удалите коммент, если еще захотите сохранить интригу )) Очень понравился пост. Спасибо. Опробую на студентах 3 курса.
В ЯП, к сожалению, не смогла поехать. Но кое-что для милого сердцу сообщества есть ))
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 06:46 pm (UTC)
Re: )
Так у нас тут разница по времени 7 часов с Москвой, и, пока все отгадывают, я мирно сплю))

И, заметьте, в первоисточнике еще есть технология "Чтение с остановками". Пример на дневниках Толстого мне не очень пришелся по душе, а вот, например, предисловие к первому варианту ВиМ - отличный (имхо) материал. Посмотрите, пожалуйста, ссылку http://kot-maslow.livejournal.com/1869.html
И потом можно было бы, если студенты не против, опубликовать их варианты.

Про пост в сообществе - ура)
aprilgenius
Aug. 19th, 2012 06:59 pm (UTC)
Re: )
Разницу во времени учла )) отгадывали уже сутки ))
Спасибо за идею с предисловием -- прекрасный материал! Дневники, конечно, проще. И с публикацией отличная мысль. Скоро начало семестра. И конец отпуска
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 07:06 pm (UTC)
Re:
:)
(Anonymous)
Aug. 19th, 2012 07:32 pm (UTC)
"применяет технологии развития критического мышления"
Вообще..
Ник Ликаши
kot_maslow
Aug. 19th, 2012 11:13 pm (UTC)
Про технологии написано у автора, если что)
( 18 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

November 2022
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Кстати

Достоевский тоже голова )

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner