KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Ещё про чтение

Очень мне показалась интересной  статья astra_nat на тему, что можно сделать, чтобы у ребенка формировался интерес к чтению. Статью в полном объеме читайте, пожалуйта,  у автора, здесь она не вся и с другим форматированием.

Итак:


В процессе занятий библиотерапией со студентами-психологами, мы обратили внимание на развитие читательских интересов студентов в процессе взросления.

Занятия проходили в тренинговой форме, использовались приемы возврата в прошлое, визуализации: просили вспомнить, где жили в те годы, какие книги окружали, кто читал вслух, если сами еще не читали, как выбирали книги для чтения, любимые книги и т.п. После того, как все участники поделились своими воспоминаниями, мы составляли «Полезные и вредные советы»: что надо делать, чтобы в указанном возрасте убить интерес к чтению, а что – для развития интереса.


Дошкольный возраст. За семь лет работы по данной методике не встретилось ни одного студента, который бы не любил слушать чтение взрослых в этот период. Воспоминания бывают очень эмоциональными: вспоминают картинки на обложке, интонации, с которыми читали близкие (чаще мама), свои чувства – у кого-то были страхи при чтении сказок, но слушать было интересно, и чтобы преодолеть страх, кто-то закрывал глаза и не смотрел на страшную картинку, кто-то просил пропустить самое страшное место, кто-то прижимался к маме, чтобы меньше бояться. Чаще всего студенты указывают, что любили читать сказки, рассказы о животных. Примерно 30% студентов говорят, что лет с 5-6 начали читать самостоятельно, очень гордились этим, вспоминали первые книги, прочитанные самостоятельно.

Таким образом, чтобы дошкольник полюбил чтение, нужны следующие условия: в доме должны быть детские книги с яркими картинками, увлекательные; близкие должны читать ребенку, причем читать эмоционально выразительно, показывать свою увлеченность чтением, любовь к книге, бережное отношение.

Младший школьный возраст. Обучение чтению становится важной задачей, успешность ее реализации напрямую влияет на эмоциональное благополучие ребенка не только в школе, но и дома. И появляются первые ответы, указывающие на негативное отношение к чтению: «В школе постоянно проверяли технику чтения, ругали за ошибки»; «Дома меня закрывали в комнате, и говорили: пока не прочитаешь 3 страницы, из комнаты не выйдешь», «Учительница кричала на нас, когда мы ошибались»… Таких примеров довольно много. В результате примерно 25% студентов говорят о том, что возненавидели чтение уже в первом классе!

В психолого-педагогической литературе много говорится о том, что на начальных этапах обучения нельзя форсировать скорость, это негативно влияет на качество формирующегося навыка, снижает осознанность, планомерность. Но на практике проверка техники чтения на скорость становится главным критерием обучения, это приводит к утрате интереса.

Вредные советы, составленные студентами
для учителей и родителей
младших школьников:

Проверяйте технику чтения, пока ребенок не научился читать быстро;

При проверке используйте приемы устрашения: например, проверка проходить должна в кабинете завуча или директора, демонстративно выставить секундомер на видное место, накануне проверки и детям и родителям долго говорить о том, что они опозорят школу и класс, если прочитают плохо;

Если при чтении ребенок ошибается – громко стыдить его, повторяя ошибку, лучше, если это происходит на глазах у одноклассников, друзей;

Подбирать для чтения тексты с непонятными и трудными словами;

Дома заставлять читать, используя угрозы и наказания;

Родителям перестать читать вслух, мотивируя тем, что ребенок большой и должен читать сам.

В школе требовать чтения только учебных книг, заставляя читать по несколько раз одно и то же, без учета интересов ребенка

Полезные советы

Родители могут читать вслух вместе с ребенком, не спеша, чтобы он мог успевать; просить почитать, пока Вы чем-то заняты. Обращать внимание на содержание текста, а не на технику чтения, благодарить ребенка за чтение вслух.

Если даже Вы хотите проверить технику чтения, делайте это незаметно, не акцентируя внимания на скорости. Например, просите прочитать отрывок, где заранее сосчитали количество знаков, отмечаете время чтения. Объясните ребенку, что проверка техники позволяет проследить его совершенствование.

Не сравнивать детей друг с другом. Объяснить ребенку, что ошибки бывают у всех людей, когда учатся новым видам деятельности, поощрять за старание, обращать внимание на удачи.

Подбирать для чтения интересные книги, соответствующие интересам ребенка

Создавать атмосферу увлеченности чтением: дома должна быть библиотека, содержащая взрослые и детские книги, хорошо, если ребенок видит, что взрослые тоже читают, получая при этом удовольствие.

Родителям продолжать читать вслух, с искренней заинтересованностью, обсуждая прочитанное с ребенком

В школе устраивать уроки внеклассного чтения, на которых дети создают экспресс-выставки из прочитанных книг, рассказывают, чем заинтересовала их книга; учитель поощряет самостоятельный выбор книг ребенком.
 


Хорошие советы, вот только  они для детишек и их читающих родителей.

А вот, если в семье книг нет, родителей мало что интересует, и человек в 13 лет спрашивает, зачем ему, в принципе,  читать книги, и зачем читать русскую классику, что ответить?

У меня есть всего два аргумента. Но буду рада увидеть больше в комментариях!

Апд. Даже уже четыре аргумента. Еще два подружка добавила.
Tags: нравится
Subscribe

  • Маска ИВАНОВА

    Лимоновский термин, очень верный, на мой взгляд. "Жириновский надел маску ИВАНОВА, украв у бесхозяйственных, не умеющих торговать…

  • Что делать

    Итак, вслед за первым, второй из трех "проклятых" вопросов. Вопрос: Что делать? Ответ: Молиться, жить и радоваться. Объясню. 1.…

  • Национализм = ответственность.

    Причем, мужская ответственность. Выражаться эта ответственность должна не в дурацком соревновании, у кого пафос выше, а в совершенно конкретной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Маска ИВАНОВА

    Лимоновский термин, очень верный, на мой взгляд. "Жириновский надел маску ИВАНОВА, украв у бесхозяйственных, не умеющих торговать…

  • Что делать

    Итак, вслед за первым, второй из трех "проклятых" вопросов. Вопрос: Что делать? Ответ: Молиться, жить и радоваться. Объясню. 1.…

  • Национализм = ответственность.

    Причем, мужская ответственность. Выражаться эта ответственность должна не в дурацком соревновании, у кого пафос выше, а в совершенно конкретной…