KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Category:
  • Mood:
  • Music:

Зеркало русской свободы?

Вся жизнь Толстого есть типично русское выражение органической потребности во внутренней свободе души.

Потребность эта присуща большинству русских людей.

Ошибаются те, кто, ссылаясь на отсталость России в проведении в жизнь начал гражданской и политической свободы и на деспотический характер русского правительства, считает русских народом-рабом.

Несмотря на все жестокости, насилия и несправедливости, которые терпит ежедневно русский народ, без сомнения, любовь к свободе в нем громадна, но в сочетании с другими свойствами народа из самой этой любви к свободе вытекают такие черты характера, которые лишают народ силы во внешней борьбе и побуждают его искать удовлетворения потребности свободы в совершенно иныхформах, чем это делают, напр<имер>, англичане.

Любовь к свободе есть вместе с тем ненависть к насилию. Представим себе человека, который так возненавидел насилие, что не только страдает, подвергаясь ему, но и сам неспособен применить его к другим лицам даже для защиты своей свободы. Положим, далее, этот человек ясно усматривает, что, кроме рабства внешнего  - цепей, тюрем, воспрещений собраний, союзов и т.п., есть еще рабство более глубокое, внутреннее, состоящее в механизировании души, подчинении ее привычкам, выработке не разумных принципов, а мертвого автоматизма. Такой человек пойдет преимущественно по пути развития внутренней свободы и проявит мало умения осуществлять ее вовне, в устройстве государственной жизни.

Из таких людей, мягких, терпеливых и неспособных к резкой защите своих прав, состоит в большинстве русский народ. В таком обществе на низших ступенях его развития, при неорганизованности его, власть неизбежно попадает в руки наиболее наглых и злых.

Отсюда становится понятным следующее парадоксальное явление: наше государство — самое деспотическое в Европе, между тем как наше общество, быть может, самое свободное в мире.

С этим нетрудно согласиться, наблюдая у нас отношения между родителями и детьми, между учениками и учителями, между студентами и профессорами, между мужчиною и женщиною; это
сказывается в отношениях нашего общества к браку, к сословным различиям, к милитаризму и всякому бряцанию оружием, к формам и темам искусства, к научным теориям; это сказывается даже в мелочах, напр<имер> в отношении к формам одежды, к формам вежливости и т.п.

Быть может, в нас заложено стремление к такой безмерной свободе, которая осуществима только на высочайших ступенях культуры, не достигнутых еще человечеством, и деспотические формы нашего государства играют роль защитного приспособления, временно предохраняющего общество от соблазнов, непреодолимых для неокрепшего малокультурного сознания.

Н. О. Лосский. "Нравственная личность Толстого" 1911 г.
Tags: pro, о Толстом
Subscribe

  • Плохой - хороший

    Еще по поводу здешнего отношения к детишкам. Всех и всегда зовут красавцами. Ребенок = красавец, то же самое касается и всех близких людей. Обращение…

  • Эквитальность. Сила в правде

    Это я как-то довольно давно объясняла студенту РКИ про Россию с помощью одного слова. Эквитальность. На испанском эквитальность звучала как…

  • Время для драконов

    Замечательная певица Ольга Арефьева пишет в своем жж: "Люди, переставайте вестись на зомбирование ненавистью". И дальше:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment