KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Categories:

И поскакали зайцы на озеро топиться

Не одна я думаю про бедных зайчиков, которые вечно ноют и всячески стараются помереть побыстрее, чтобы жить было не так страшно. Ещё хныксиков увещевали Лев Толстой, Жан де Лафонтен и Эзоп. Честно надо признать, что все совместные усилия на твердолобых заек пока что не подействовали :) 

Л.Н. Толстой. Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:

– И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц говорит:

– Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего: они и нас боятся.

У Эзопа в конце басни про зайцев и лягушек была мораль: 

Так и для людей зрелище чужих несчастий служит ободрением в собственных невзгодах.

А у Лафонтена зайчик хныкал так трогательно, что все любители хныкать должны выучить наизусть этот текст и каждый день репетировать его перед зеркалом в белой шапочке с ушками:

Ничто не радует, беды отвсюду ждешь,
Трясешься день, без сна проходит ночка —
И так весь век живешь...

Весь текст лафонтеновской басни лежит здесь. С чудесными картинками!!

Автор
"Азбуки творчества"  Евгений Жуков  советует учителям и родителям во время занятия по этой сказке сравнить  варианты Толстого и Эзопа. Ход занятия -  под катом, очень мне там понравилась последняя фраза: 
Ход занятия.

Прочитаем оба текста. Подумаем над содержанием басни Эзопа.
Почему решили топиться зайцы? (Правильно: у них дефицит смелости.) Что же остановило зайцев в их решении? (Нашлись, обнаружились в природе те, кто даже их трусливее, лягушки.) Дети делают вывод о том, что между содержанием басни и нравоучением — полное соответствие. Но ... как-то не смешно.


А вот у Толстого серьезная коллизия описывается (это чувствуется с первых же слов) как несерьезная и вызывает у читателя улыбку: зайцы сошлись случайно и стали плакаться, жаловаться на свою судьбу. Ведут себя они крайне легкомысленно, “завелись” быстро, а потому решение приняли скоропалительное. Уже нисколечко не верится в трагический финал. И действительно, они и далее ведут себя, как несмышленые дети. В прямую речь наблюдательного зайца Толстой неслучайно вводит обращение “ребята”. Концовка рассказа вызывает у читателя смех.

Комизм описываемого заключается в необычайной быстроте смены настроения (а отсюда – и поведения) зайцев на противоположное. Это выглядит смешно, ибо речь идет ни много ни мало о том, быть или не быть на земле заячьему племени.
Tags: дети, педагогика
Subscribe

  • Спасительная истина

    А ведь вполне может быть, что Второе пришествие Спасителя - понятие иносказательное. И на самом деле все выглядит по-другому. Вот предположим, что…

  • А у нас

    Ну что, пошел шестой месяц карантина у нас. Уже перевалило за отметку 11 тысяч. В столице не растет, а в провинции Буэнос-Айрес и по стране…

  • Затмение разума

    Затмение 20 июня было в день солнцестояния. А Солнце это сознание. Разум. Вот так раз, и начнется теперь в мире массовое помешательство. И по любому…

Comments for this post were disabled by the author