KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Category:

Варианты противления злу

С удивлением обнаружила, что много людей рассматривают идею непротивление злу силою как непротивление злу вообще. 

Конечно это не так.

Даже в природе при нападении любое существо использует несколько вариантов противодействия. Можно сражаться, убежать или притвориться мёртвым. 

Люди к этому добавили свои экзотические варианты. Например,  подчинение злу с фигой в кармане, смелое обличительное нытьё: "не инженер ты - хам, мерзавец, сволочь, ползучий гад и сутенер притом!" Ещё встречаются   радикальные призывы к коллективному отчаянию - "у нас никогда ничего ни за что не получится!", а также личное старание дышать тихонько-тихонько и как можно быстрее помереть, чтобы не было так страшно.

Представляю, как все эти добрые люди  сейчас переживают, что конец света не наступил и утирают невидимые миру слёзки :)) Однако факт остаётся фактом, даже если это кому-то не нравится.  Конец света откладывается. Жизнь продолжается. И противление злу по-прежнему актуально, поскольку составляет большУю часть жизни.

Под катом - цитаты из работ Льва Толстого (включая и тех авторов, которых он сам цитирует),  Ивана Ильина и толстовского "Круга чтения". Цитаты выбраны по принципу соответствия моим мыслям, выбор субъективен и лучше не судить по отрывкам о первоисточниках.

Если есть что добавить - добавляйте. 

Иван Ильин. Противление злу силою.

"Государство держится совсем не насилием, а правовым авторитетом, живым правосознанием граждан, их добровольной «лояльностью».

"...человек имеет право противопоставить злодею свою силу, не тогда, когда ему этого хочется, а тогда, когда он чувствует, что при данном положении вещей он призван к этому и нравственно обязан это сделать. В этом случае долг есть мерило права.

Но и в этом случае человеку естественно (а может быть, даже и неизбежно) почувствовать в своей душе некоторый осадок злобы, ожесточения, отвращения или ненависти, вызванный этим необходимым и обязательным поступком и отравляющий его душу («как будто я в чем-то испачкался», или «огрубел», «озверел», или «грех на душу принял»). Тогда он призван очистить свою душу покаянием. Не раскаянием в том, что он совершил, как если бы он совершил что-то недолжное, запретное или греховное, в чем ему хотелось бы дать теперь зарок: «никогда больше не совершу этого» или «я не смел поступать так и впредь этого не повторится», но раскаянием в тех злых страстях, которые живут в нем и вот, пробудились от этого верного поступка и замешались в это необходимое дело. Тогда человек говорит о себе: «Поступив так, я был прав; я не должен был иначе поступать и не смел иначе действовать; и если впредь случится подобное, то я опять поступлю так же; но душа моя от этого замутилась, соблазнилась и ожесточилась; она вложилась в это дело не только своими благими силами, но и злыми; и эти злые силы моей души нуждаются в покаянном очищении»…

После международных войн, гражданских войн, смут и революций такое покаянное очищение души надо проводить всецерковно и всенародно, — и для тех, кто участвовал в «смутном воровстве», и для тех, кто «верно служил и прямил» родине: дабы состоялось умягчение души и «всепрощение», и люди «пришли в чувство и правду»

И.А. Ильин. Глава
"Противление злу силою"
из
манифеста русского движения
"За национальную Россию".

Лев Толстой. Закон насилия и закон любви.


 
"Право сильного не есть право, но простой факт, который может быть правом, только покуда не встречает протеста и сопротивления. Это как бы холод, тьма, тяжесть, которые должны быть переносимы до тех пор, покуда не найдешь отопления, освещения, рычага".
Амиель

"Сущность заблуждения всех возможных политических учений, как самых консервативных, так и самых передовых, приведшего людей к их бедственному положению, в том, что люди этого мира считали и считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинялись одному и тому же устройству жизни и вытекающему из него руководству в поведении2.

"Ложь поддерживает жестокость жизни, жестокость жизни требует всё больше и больше лжи, и, как ком снега, неудержимо растет и то и другое".

"Насилие властвующих держится, как и может держаться насилие меньшинства над большинством, только на давно уж устроенном ловкими и сметливыми людьми обмане, вследствие которого люди, ради своей близкой и очевидной им малой выгоды, не только лишаются самых больших выгод, но лишаются свободы и подвергаются самым жестоким страданиям". (почему-то сразу вспоминаются слова чубайса про ваучер на который можно купить две "Волги" и предвыборные обещания ЕР в 2003 г.)

"Отчего же так неразумно поступают люди?
Оттого, что они вследствие продолжительности обмана уже не видят связи их угнетенности с их же участием в насилии.
А отчего же не видят этой связи?
А всё оттого же, отчего все бедствия людей, оттого, что у людей этих нет веры, а без веры люди могут быть руководимы только выгодой, а человек, руководимый только выгодой, не может быть ничем иным, как только обманщиком или обманутым".

"Лучшая жизнь может быть только тогда, когда к лучшему изменится сознание людей, и потому все усилия людей, желающих улучшить жизнь, должны бы быть направляемы на изменение сознания своего и других людей."
Л.Н. Толстой. Статья "Закон насилия и закон любви".

Круг чтения.

Если ты думаешь, что ты совершенствуешься, замечаешь это, — знай, что ты заблуждаешься, остановился или идешь назад.
Круг чтения. 22 мая.


"Итак, главная причина, по которой люди добровольно отдаются в рабство, в том, что они рождаются и воспитываются в этом положении. От этой причины происходит и другая — та, что под властью тиранов люди легко делаются трусливыми и женственными. Тиран никогда не думает, чтобы его власть была прочная, и потому старается, чтобы под его властью не было ни одного достойного человека.

Эта хитрость, при помощи которой тираны одуряют своих подданных, ни на чем так ясно не обнаруживается, как на том, что сделал Кир с лидийцами после того, как завладел их главным городом Лидией и взял в плен Креза, этого богатого государя, и увез его с собой. Когда ему объявили, что лидийцы возмутились, он скоро вновь покорил их; но не желая разрушать такой прекрасный город и постоянно держать там армию, чтобы сохранять его за собой, он придумал другое средство: он устроил там увеселительные места, трактиры, публичные дома, зрелища и сделал предписание, чтобы все жители пользовались всем этим. 

И этот способ оказалался столь действительным, что после этого ему уже не нужно было воевать с лидийцами. Эти несчастные люди забавлялись тем, что придумывали разные новые игры; так что римляне от них заимствовали слово, которым мы называем провождением времени: "ludi".

Тираны не признают открыто того, что они хотят развратить своих подданных, но то, что Кир откровенно применив то в действительности делают все".
Круг чтения. Этьен де ла Боэти. Отрывки из речи "Добровольное рабство".

Лев Толстой. Корень зла.

"...большинство тех, которые теперь борются с правительством за народ, борются ложными, не могущими ни к чему привести средствами. Средства эти: первое, особенно часто употребляющееся в нынешнем веке: борьба силою, революции, заговоры, терроризм. Средство это самое дурное. Оно всегда обращается на пользу правительств, потому что служит предлогом того, как нужна власть правительств, укрощающая эти беспорядки и жестокости.

Второе средство — это средство социалистов, конституционалистов, состоящее в том, чтобы обещать народу при существующем устройстве власти изменить отношение богатых и бедных, как будто люди, имеющие власть и держащие в своих руках войска, когда-нибудь допустят такое изменение. Средство это особенно вредно тем, что дает ложные надежды народу, не требуя от него личной деятельности и тем закрепляя его рабское положение.

Третье средство, самое употребительное и распространенное, состоит в участии в правительстве и в улучшении приемов управления, посредством которых должно улучшиться положение народа. Средство это особенно наивно, если не сказать глупо, так как очевидно, что всякое улучшение положения народа, от которого отбирают труды для правящих классов, непременно должно совершаться в ущерб этих правящих классов".

Л.Н. Толстой. Статья "Корень зла".

Иван Ильин. Чутьё зла.

"В этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания".

"А воинствующее зло отлично знает нашу подслеповатость и беспомощность и развивает искуснейшую технику маскировки".

"Нам необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость к чужой неискренности: слух для лжи; чутье зла; совестная впечатлительность. Без этого мы будем обмануты как глупые птицы, переловлены, как кролики, и передавлены, как мухи на стекле."

"Что же нам делать?

1) "Отходить от зла и творить благо. Не замешиваться в ту праздную и вредную сумятицу партийной интриги и клеветы, которой столь многие отдают свои силы".

2) "Смыкать наши ряды. Упорно, неустанно искать людей, заслуживающих абсолютного доверия".

3) "Постоянно крепить в себе чутье к добру и ко злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что бесчестье есть мое поражение и переход в лагерь дьявола".

4) "Учиться безошибочно отличать искреннего человека от неискреннего. Крепить в себе чувство фальши и слух для лжи. Бережно копить в себе соответственный жизненный опыт и делиться им с людьми абсолютного доверия. И всегда и во всех своих общественных ошибках отдавать себе ясный и честный отчет"

И.А. Ильин. Раздел "Чутьё зла" из работы "Наши задачи".
Tags: рн
Subscribe

  • Маска ИВАНОВА

    Лимоновский термин, очень верный, на мой взгляд. "Жириновский надел маску ИВАНОВА, украв у бесхозяйственных, не умеющих торговать…

  • Национализм = ответственность.

    Причем, мужская ответственность. Выражаться эта ответственность должна не в дурацком соревновании, у кого пафос выше, а в совершенно конкретной…

  • Ложные общности

    В продолжение предыдущего поста. Когда общности объединяют более 2-х процентов людей в стране, становится актуальным вопрос - что делать уже не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Маска ИВАНОВА

    Лимоновский термин, очень верный, на мой взгляд. "Жириновский надел маску ИВАНОВА, украв у бесхозяйственных, не умеющих торговать…

  • Национализм = ответственность.

    Причем, мужская ответственность. Выражаться эта ответственность должна не в дурацком соревновании, у кого пафос выше, а в совершенно конкретной…

  • Ложные общности

    В продолжение предыдущего поста. Когда общности объединяют более 2-х процентов людей в стране, становится актуальным вопрос - что делать уже не…