?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Патриотизм Толстого

Во время обороны Севастополя Лев Толстой пишет брату Сергею 29 ноября 1854 года.

"Неприятель уже более трех недель подошел в одном месте на 80 сажен и нейдет вперед; при малейшем движении его вперед, его засыпают градом снарядов.

Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска кричали: «Умрем, Ваше Превосходительство. Ура!»

И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22.000 исполнили это обещание.

Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-го французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат. Многие убиты и ранены. Священники с крестами ходят на бастионы и под огнем читают молитвы. В одной бригаде 24-го было 160 человек, которые раненые не вышли из фронта».

А  вот 60 лет спустя разговоры Ильи Львовича Толстого (сына Л.Н.) с Иваном Алексеевичем Буниным:

"Ты знаешь,— говорил он мне во время великой войны,— ты, верно, удивишься, что я тебе скажу, а я все-таки думаю, что отец, если бы он был жив теперь, был бы в глубине души горячим патриотом, желал бы нашей победы над немцами, раз уж начата эта война.

Проклинал бы ее, а все-таки со страстью следил бы за ней. Ведь у него всегда было семь пятниц на неделе, его никогда нельзя было понять до конца.

— Ты, как все, тоже хочешь сказать, что он был так переменчив, неустойчив?

— Да нет, не то. Я хочу сказать, что его и до сих пор не понимают как следует. Ведь он состоял из Наташи Ростовой и Ерошки, из князя Андрея и Пьера, из старика Волконского и Каратаева, из княжны Марьи и Холстомера... Ты знаешь, конечно, что сказал ему Тургенев, прочитав «Холстомера»? «Лев Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью!» — Одним словом, его всегда надо было понимать как-то очень сложно..."

Еще цитата. Из книги Александры Львовны Толстой: 

20 декабря 1904 года газеты сообщили, что генерал Стессель сдал Порт-Артур японцам, вместе с 15 000 человек гарнизона и всеми орудиями.

Из всей нашей семьи известие это, как это ни странно, больше всех подействовало на отца. Он долго не мог успокоиться. Русский патриот, бывший военный заговорили в нем. Он сам себе признается в этом в дневнике: «Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нем и несвободен от него так же. как несвободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им. И понемногу эти эгоизмы атрофируются».

Мне вот интересно. Лев Толстой в статье "Патриотизм и правительство" в 1900 году ругает патриотизм и считает его препятствием на пути братского единения народов. Но сам же  он пример тому, что это НЕ искусственное убеждение, навязанное воспитанием. Потому что любое убеждение побеждается переубеждением (звучит коряво, но не знаю, как ещё сказать :))

Я думаю, что патриотизм это естественное чувство любви Человека к своей Родине. И ещё я думаю, что в мирное время нормальный патриотизм - тихий. Если это чувство начинает звучать громче, значит Родина в опасности.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
tsibirinka
Feb. 9th, 2011 10:25 pm (UTC)
Патриотизм прививается, а тихий или громкий - зависит от характера человека.
kot_maslow
Feb. 10th, 2011 09:37 pm (UTC)
Близкое
Имхо прививается национализм - как мировоззрение вообще и как очень важная позиция для нации в тяжелом положении, в особенности.

Мне очень близко разделение национализма и патриотизма у френда viator71 Не сочтите за труд, посмотрите, пожалуйста, ссылку http://viator71.livejournal.com/6321.html
(Deleted comment)
kot_maslow
Feb. 21st, 2011 05:27 am (UTC)
Вот еще нашла по теме
Иван Бунин вспоминает, как Лев Толстой делил свою жизнь на "фазисы" и пишет: "Древняя индусская мудрость говорит, что человек должен пройти два пути в жизни: Путь Выступления и Путь Возврата. На Пути Выступления человек чувствует себя сперва только своей "формой", своим временным телесным бытием, своим обособленным ото всего Я, находится в тех своих личных границах, куда заключена часть Единой Жизни, и живет корыстью чисто личной;

Затем корысть его расширяется, он живет не только собой, но и жизнью своей семьи, своего племени, своего народа, и растет его совесть, то есть стыд корысти только личной, хотя все еще живет он жаждой "захвата", жаждой "брать" (для себя, для своей семьи, для своего племени, для своего народа).

На Пути же Возврата теряются границы его личного и общественного Я, кончается жажда брать -- и все более и более растет жажда "отдавать" (взятое у природы, у людей, у мира): таке сливается сознание, жизнь человека с Единой Жизнью, с Единым Я -- начинается его духовное существование.
(no subject) - unlu47 - Feb. 21st, 2011 10:32 pm (UTC) - Expand
kot_maslow
Feb. 21st, 2011 11:06 pm (UTC)
Не думаю
А думаю, что любовь к Родине и террористические действия против мирного населения враждебной страны - это разные вещи.
kot_maslow
Mar. 16th, 2011 03:44 am (UTC)
Сюда же
http://lib.rus.ec/b/56204/read
Л.Т. "Христианство и патриотизм"
Похоже, что Лев Толстой всё-таки везде говорит о патриотизме казённом, предписанном. Понятно, что в той ситуации государство просто давило на него, чтобы и дальше вести ненужные России войны. Мне бы такой патриотизм казённого образца тоже не понравился.
kot_maslow
Mar. 26th, 2011 11:57 pm (UTC)
Я.С.Лурье
"После Льва Толстого": "К началу XX века Толстой не только распрощался с теми иллюзиями относительно царской власти, которые у него были до написания "Войны и мира". Он усомнился и в благотворности той любви к стране и государству, которая воспринималась им во время написания романа как естественное, хотя и
не требующее открытого выражения чувство.
В 1893-1894 гг., в связи с заключением русско-французского договора (прообраза будущей Антанты), Толстой написал статью "Христианство и
патриотизм" (первоначальное название - "Тулон"). В 1896 г. была написана
статья "Патриотизм или мир?", в 1900 г. - "Патриотизм и правительство". Идея
всех трех статей - безнравственность всякого патриотизма". http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0360.shtml
( 8 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Кстати

Достоевский тоже голова )

Comments

  • kot_maslow
    14 Aug 2022, 12:57
    Привет, не была здесь 10 лет) зашла почитать старых друзей) рада, что кто-то ещё пишет))
  • kot_maslow
    14 Aug 2022, 03:18
    Можно Вас попросить не ругаться матом в моем журнале?
    Заранее спасибо
  • kot_maslow
    14 Aug 2022, 01:51
    Да, больному человеку место в дурке. Впрочем у нас пол страны таких, ёбнутые за ёбнутого глаз выклюют, правда в основном не вставая с дивана
  • kot_maslow
    9 Aug 2022, 20:12
    Да, тяжело.

    Но тем, кто в Донбассе, тяжелее.

    Или на юге, где каждый день риск взрыва ядерного топлива. Тем более, как на днях заявил Арестович:"мы вообще имеем право на всё". То есть, мы и это и…
  • kot_maslow
    9 Aug 2022, 19:12
    Мне до сих пор не по себе от происходящего. Да, чем дальше, тем понятнее, что этого было не избежать, но... Все эти замечательные залпы РСЗО, жутковатые купола от работы ТОСочек... Ужас, но как-то…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner