KM (kot_maslow) wrote,
KM
kot_maslow

Category:

Признание как многослойное измерение

Читаю сейчас на испанском  работу  Акселя Хоннета, "Борьба за признание. Моральная грамматика социальных конфликтов" , на русском её в сети не видела, но есть обзорная статья (под катом).

Одно утверждение мне кажется очень важным:


"субъекты одного общества могут уважать и признавать друг друга только тогда, когда они разделяют ценности и цели данного общества". 


Философские аспекты взаимного признания
(обзор современных немецких исследований)
Автор - И.А.Ушанова

Для себя изменила форматирование, так что оригинал смотрите здесь.

"Несмотря на многолетнюю традицию в изучении признания (основы которой были заложены как раз немецкими философами XIX века - Фихте и Гегелем), во второй половине ХХ века интерес ученых к этой проблематике был весьма незначительным.
Новый виток в научной дискуссии по проблеме признания начался благодаря работе немецкого социального философа Акселя Хоннета. Его работа "Борьба за признание. Моральная грамматика социальных конфликтов" вышла в свет в 1992 году и, по общему мнению, оживила дебаты по данной теме.

Уже много лет модель признания, разработанная Хоннетом, служит теоретическим базисом для многочисленных исследований и, в первую очередь, эмпирических. Остановимся более подробно на основных положениях данной концепции.

Признание, по Хоннету, представляет собой многослойное измерение, которое присуще любым межсубъектным взаимоотношениям и одновременно оформляет их нормативно.
Поэтому на первый план в его работе выходит понятие взаимного признания. С точки зрения Хоннета, взаимное признание имеет первостепенное значение для двух общественнозначимых процессов.
Во-первых, для конструирования полноценной идентичности субъекта. То есть, взаимное признание субъекта является одной из предпосылок преобразования здорового позитивного отношения к самому себе в самосознание и самоуважение, что, в конечном счете, и обусловливает формирование полноценной идентичности.
Во-вторых, взаимное признание играет немаловажную роль в процессе создания и поддержания интеграционного потенциала общества, так как, по мнению автора, самосознание общества во многом определяется степенью институционализации взаимного признания.
Таким образом, основная идея Хоннета заключается в следующем: общество конструируется как общность именно благодаря взаимному признанию его членов.

Пристального внимания заслуживает типология признания, представленная Акселем Хоннетом в данной работе. Опираясь на три формы социального взаимодействия, как-то: эмоциональные отношения, правовые и ценностные, Хоннет выделяет три сферы или измерения взаимного признания: эмоциональное признание, правовое признание и социальное признание.

Эмоциональное измерение
В основе первого измерения лежит принцип взаимной любви, симпатии и заботы. Любовь, и, прежде всего, между матерью и ребенком, представляет собой первую ступень взаимного признания. Признание на этом уровне выражается в непрерывности взаимного эмоционального внимания и базируется, по словам Хоннета, на балансе между привязанностью и самостоятельностью, между симбиозом субъектов и самоутверждением личности.
Первостепенное значение в таких отношениях приобретает признание автономии другого, что, однако, возможно лишь при сохранении вышеназванного баланса. Именно в этой сфере при удачном построении отношений субъект формирует доверие к самому себе. Хоннет специально акцентирует внимание на этом понятии, т.к. считает доверие к самому себе необходимым условием для того, чтобы на следующем уровне субъект мог сконструировать свою автономную идентичность. Нарушение баланса выражается в лишении субъекта какой-либо автономии, как-то возможности свободно распоряжаться своим телом. Это является, по Хоннету, причиной унижения, разрушающего элементарное доверие субъекта к самому себе.

Правовое измерение
Вторая сфера признания принципиально отличается от первой. И, прежде всего, тем, что принцип правового равенства, провозглашаемый во втором измерении, не ограничен эксплицитно первичными отношениями, такими как дружба или любовь, характерными для эмоционального признания.
Взаимное признание на этом уровне выражается в следующих отношениях: субъект признает нормы общества путем интернализации генерализованного Другого, который постоянно напоминает субъекту о его обязанностях по отношению к другим.
В то же время со стороны других членов общества данный субъект может признаваться носителем индивидуальных неотъемлемых прав. Подчиняясь одному закону, субъекты, по словам Хоннета, признают друг друга лицами, способными в своей автономии рационально относиться к моральным нормам.
Таким образом, при взаимном правовом признании субъект осознает себя не только носителем неотъемлемых прав, но и моральным субъектом. Это и позволяет ему сформировать самоуважение, необходимое для конструирования в следующем измерении своей уникальной идентичности. Важно, что правовое признание является необходимым условием для социального, а социальное же, в свою очередь, не является достаточным для правового.
Еще одной особенностью данного измерения Хоннет считает тот факт, что взаимное правовое признание является истинно когнитивным действием и совершается двумя операциями.
На первом этапе в распоряжении субъекта находится только моральное знание о том, что у него есть правовое обязательство по отношению к другим автономным личностям.
На втором этапе происходит эмпирическая интерпретация ситуации, что позволяет субъекту судить о том, имеет ли конкретное лицо те качества, которые это обязательство позволяет использовать. То есть, будет ли признан конкретный субъект в правовом отношении или нет, зависит от того, какие качества ему предписываются и как они оцениваются.
Говоря о борьбе за правовое признание, Хоннет выделяет два основных типа: первый - это борьба за институционализацию прав, которые до сих пор не были институционализованы, например, в 18 веке завоевывались либеральные права. Второй тип - это распространение признания прав на те социальные группы, которым отказывалось в признании их специфических прав. Например, феминистские движения боролись за усиление правой позиции женщин, то есть за признание женщин носителями тех же прав, что и мужчины.

Социальное измерение
Третья сфера признания, а именно сфера взаимного социаль- ного признания, базируется на принципе достижений и заслуг перед обществом.
Социальная значимость субъекта зависит от того, какой вклад этот субъект может внести для реализации общественных целей. При этом субъекты одного общества, подчеркивает Хоннет, могут уважать и признавать друг друга только тогда, когда они разделяют ценности и цели данного общества. Эти ценности наглядно показывают им значение конкретных личностных качеств индивидов для жизни других представителей этого общества. Речь идет о субординации этих качеств и способностей внутри ценностной сферы этого общества.
Таким образом, в сфере социального признания первостепенное значение приобретают индивидуальные качества, которые делают каждого субъекта неповторимым и благодаря которым достижения субъекта имеют большую практическую ценность для данного общества.
И в этом одно из главных отличий третьего измерения от второго, так как в сфере правового признания во внимание принимаются индивидуальные качества, которые одинаковы у всех членов одного общества.
Субъект, испытывающий социальное признание со стороны других членов общества, позитивно относится к своим конкретным качествам и способностям, что ведет к формированию его самопризнания. Именно само-признание позволяет субъекту интуитивно полагаться на то, что его способности и личностные качества будут признаны остальными членами общества как ценные, значимые.

--------

Таким образом, в идеале последовательное приобретение взаимного признания во всех трех сферах является предпосылкой для успешного конструирования я-идентичности. В то же время, формы непризнания, соответствующие трем вышеназванным сферам, могут выступать в качестве барьеров на пути формирования позитивной идентичности. Отсюда возникает проблема дефицита признания.
При этом важно отметить, что Хоннет не считает, что дефицит признания и различные формы непризнания неизбежно ведут к формированию негативной идентичности. Напротив, он рассматривает борьбу за признание как двигатель общественного развития, как одну из реакций субъекта на непризнание. К сожалению, в своей работе Хоннет не затрагивает еще один немаловажный аспект: каким образом субъект, непризнанный в своей референтной группе, может добиться признания.

Этот пробел пытаются заполнить немецкие исследователи в течение последних лет.

------

Проблема признания в современной Германии активно изучается представителями различных отраслей гуманитарного знания.
На нескольких примерах постараемся обозначить основные тенденции в исследованиях.
Так, проблема дефицита признания и непризнания, поставленная Хоннетом в своей работе, стала отправной точкой для исследований Вернера Хелспера (1995-2002), Тильмана Аллерта (1997) и Фердинанда Суттерлюти (2002).
При том, что проблема признания в работах названных авторов рассматривается на всех трех уровнях, наиболее подробно исследовано все же правовое признание или непризнание.
Большое внимание проблематике признания уделяется в Институте междисциплинарных исследований конфликтов и насилия при Билефельдском университете.
Концепция Хоннета используется в качестве теоретического основания в нескольких крупных исследовательских проектах.
Правовое измерение признания Хоннета легло в основу исследовательского проекта Г.Нуннера - Винклера "Anerkennung moralischer Normen" (Признание моральных норм), осуществленного в 2001 году в рамках мега-проекта "Процессы дезинтеграции - усиление интеграционного потенциала современного общества".
Взаимосвязь признания и (дез)интеграционных процессов подробно рассматривается в работах Р. Анхута и директора Института, профессора В. Хайтмаера. Признание рассматривается как результат удачной интеграции, а не как её средство. А "пробелы признания", как называет их Хайтмаер, указывают на социальную дезинтеграцию.

Tags: общество
Subscribe

  • Обзывалочки

    Толстяк не полез в карман за словом. Остановившись и разбухая на моих глазах, он процедил, сквозь зубы: - Знаешь что? Пошел бы ты к себе - в…

  • Здоровый дух

    Из интервью с флософом (и психологом) профессором Вадимом Рудневым Не кажется ли Вам, что история философии имманентно гомоэротична и мизогинична?…

  • Рассказ

    Видела тут подборку коротких рассказов. У рекордсменов даже получалось обойтись одним предложением или парочкой знаков препинания. А сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments